Поиграйте!

Не хотите превращаться в домашнего учителя? Тогда поиграйте с ребёнком.

Вот вам для начала:

Цепочка первая
Условия игры: Можно играть в любом месте. Особенно подходит для скучного путешествия в замкнутом пространстве: в поезде, например.
Количество участников: Больше трех.
Возраст участников: С 4-5 лет.
Уровень знания английского: Любой, но желательно, чтобы уровень знаний у играющих был примерно одинаковым.
Цель игры: Расширение и закрепление словаря.
Описание игры: Ведущий (родитель) предлагает всем по очереди называть слова, начинающиеся на одну букву (лучше распространенную: р, с), дается небольшое время на обдумывание. Если участник не называет слово вовремя, называет неправильно или повторяет ранее названное, он выбывает из игры.

Цепочка вторая
Условия игры, количество участников и требования к уровню знаний: Такие же, как и в цепочке первой.
Возраст участников: С 7-8 лет.
Цель игры: Расширение словаря плюс орфография.
Описание игры: Игра идет по кругу. Каждый следующий участник называет слово, начинающееся с последней буквы предшествующего слова. Можно ввести дополнительное правило и отбрасывать букву "е" на конце. Игра тоже идет на выбывание (см. цепочку первую).
Эти игры можно усложнить: например, потребовать называть только существительные или только глаголы и т. п. Все зависит от уровня знаний и возраста игроков.

Детективы
1 вариант
Условия игры: Требуется плоскость, на которой можно разложить разнообразные предметы. Чем предметов больше, тем сложнее игра. Кроме того, потребуется бумага и ручки. Играть можно в любом месте.
Возраст участников: С 6-7 лет.
Уровень знания английского: Слабый или средний.
Количество участников: От двух человек.
Цель игры: Расширение и закрепление словаря, тренировка памяти и внимания.
Описание игры: На столе или на какой-либо другой поверхности ведущий раскладывает разнообразные имеющиеся под рукой предметы, это может быть расческа, помада, бритва, ручка, книжка и т.д. Затем ведущий предлагает всем несколько секунд посмотреть на эти предметы, потом отвернуться и на листке бумаги написать список имеющихся предметов. У кого этот список длиннее, тот выиграл. Следует также договориться об определенном времени на запись.

2 вариант
Условия игры, возраст, уровень знания английского, количество участников и цель игры такие же, как и в предыдущем варианте.
Описание игры: На столе или на какой-либо другой поверхности ведущий раскладывает разнообразные предметы. Затем просит участников игры внимательно посмотреть на эти предметы в течение нескольких секунд. Количество секунд оговаривается заранее. После этого ведущий говорит всем участникам, чтобы они отвернулись или закрыли глаза, и убирает один или несколько предметов со стола. Затем он просит их открыть глаза, раздает им листки бумаги и ручки и в течение оговоренного времени участники должны написать, что из вещей на столе отсутствует. Выигрывает тот, кто точно назовет все отсутствующие вещи.

3 вариант
Условия игры: Пространство должно быть не меньше комнаты.
Возраст участников: С 7-8 лет.
Уровень знания английского: Начиная со слабого.
Количество участников: желательно четное, от двух человек.
Цель игры: Увеличение и закрепление словарного запаса, относящегося к человеческой внешности и обозначениям цвета, и знакомство с конструкциями типа "His eyes are blue или He has got blue" eyes".
Эта игра, как и две предыдущие, хорошо разрабатывает память, внимание и наблюдательность.
Описание игры: Ведущий вызывает участников игры парами и ставит их лицом друг к другу. Затем дается заранее оговоренное время, чтобы они внимательно посмотрели друг на друга. После этого ведущий просит их повернуться друг к другу спинами и описать друг друга. Пары вызываются по очереди. Выигрывает тот, кто дал наиболее точное и полное описание.
Эти три игры желательно предварить какой-нибудь историей про Шерлока Холмса или про частных детективов. Особенно хорошо действует на мальчишек.

Лучше раньше...

В каком возрасте пора начинать осваивать иностранный язык? Рассуждать на эту тему можно бесконечно долго, особенно если родителям не хочется «грузиться» лишней проблемой. На самом деле ответ прост: лучше раньше, чем никогда.

До пяти лет дети обладают лингвистической гениальностью. Они способны запоминать 20-30 новых слов в день. Простая арифметика дает впечатляющий результат – 7-10 тысяч слов в год. Да мы и в родном русском столько не используем, а что говорить об иностранном. Способности к языкам, безусловно, либо есть, либо нет. Например, в среднем девочки лингвистически развиваются быстрее, чем мальчики. Они раньше начинают говорить и словарный запас у них больше. Однако ни к чему преувеличивать значение способностей, если речь идет всего лишь об освоении языка как средства общения. Годам к десяти каждый из нас, не напрягаясь, читал Пушкина. На его месте мог оказаться Байрон, если бы в этом была нужда.
Для малыша выучить язык не проблема. Это у родителей проблема, как сделать так, чтобы он этого захотел. Другими словами – создать мотивацию. Первое, что приходит на ум и постепенно вырастает в неосуществленные фантазии, это отвести ребенка в необычное место, откуда ему не захочется уходить. В голове тут же вырастают астрономические цифры, которые приводят к выводу: нам изучать иностранный язык еще рано. На самом деле не все так сложно.

Шаг первый
Идеальный вариант для любого возраста – погружение в языковую среду, поэтому, если родители знают язык и готовы дома на нем общаться, отдавать ребенка вообще никуда не надо. Ведь изучение языка начинается не с умения связывать свои мысли, а на эмоциональном уровне.
Как учили языкам гувернеры? Нянька-француз мог объясняться только по-французски, немец-учитель – только по-немецки. Они не обучали языку своих воспитанников. Они жили с ними: читали, гуляли, болтали. Вы вполне можете делать то же самое.
Сейчас многие родители сами изучают иностранный язык, почему бы не заниматься этим вместе с детьми. Вам полезно, а для ребенка лучшей мотивации не придумаешь. Не балуем мы своих детей вниманием, поэтому для них посидеть на диване с мамой и папой, читающими книжку, это уже большая радость (считай, мотивация, книжка-то на английском). Чтобы заинтересовать иностранным языком, а потом поддержать этот интерес, важно заниматься любым делом. Нравится ребенку петь, – пойте, любит рисовать – рисуйте, но с комментариями на иностранном языке, не может оторваться от компьютера – загружайте не войнушку, а обучающую программу. Мультики можно смотреть недублированные. А уж если очень хочется все же учиться, купите аудиокурс «Английский для трехлеток» или видеокурс «Английский для малышей» (может он в школу любит играть). На все про все затраты минимальные.

Шаг второй
Лет в пять. Если возникла необходимость в детском саде, лучше выбрать языковой. В Нижнем детских садов, где бы целый день звучала английская речь, нет. А вот иностранный как дополнительное занятие уже найти несложно. Здесь, как в начальной школе, главное, чтобы повезло с воспитателем. Моя девятилетняя племянница с удовольствием вспоминает, как утро начиналось в их детском саду с Good morning, а потом они разыгрывали сценки в магазине, а на прогулке воспитательница обязательно вставляла несколько слов на английском. Своими воспоминаниями она делится на чисто русском языке, наверное, думает, что ее I have an apple, я просто не пойму. Но это не важно. Главное, что она поняла, что существуют разные языки, и что люди, которые свободно переходят с одного языка на другой, не фокусники.
"Английский» детский сад – это удобно, но если такого рядом с домом не наблюдается, его вполне может заменить кружок или школа дошкольника («Родничок», «Светлячок, «Паучок» – любая). Не имеет смысла искать блестящего учителя-лингвиста. Часто человек без идеального произношения, но чувствующий детей, добивается гораздо большего, чем суперпрофи. Важно развить в детях коммуникативные навыки: болтать, улыбаться, писать письма друзьям, устраивать праздники. Здесь критерий для определения уровня преподавателя один – ребенку должно быть интересно. Есть смысл сначала заплатить за часть занятий, побывать на одном уроке, понаблюдать за настроением ребенка. Не пугайтесь Марииивановны, не похожей на английскую леди, если с ней вашему ребенку хорошо. Такие занятия стоят, как правило, недорого. Время тратить большие деньги еще не пришло.

Шаг третий
Не всем же учиться в лингвистических гимназиях и спецшколах, а вот иностранный язык во взрослой жизни, как оказывается, нужен всем. Вывод один – в любой школе родителям по силам организовать свой кружок (факультатив) иностранного языка. Разумеется, за эти занятия придется дополнительно платить, но зато сколько преимуществ: учителя можно выбрать любого, он будет подстраиваться к школьному расписанию, а не вы к нему, дети не будут тратить время на дорогу и т.д.
Начинать такие занятия уместно со второго полугодия первого класса, когда ребенок привыкнет к школе, к новому режиму жизни. Сразу возникает мысль: в школе и без того дети перегружены, устают, - куда им дополнительные нагрузки. Да, устают друг от друга, от многолюдства, от взаимных напряжений, неизбежных в любом коллективе. Но к процессу познания это не имеет отношения. Познание для ребенка настолько естественное занятие, что он практически не устает от него. При одном условии: если ему интересно. Не бойтесь нагрузок в начальной школе. В пятом классе, когда в обычной школе начинают изучать иностранный, даже самые способные дети осваивают новое на порядок тяжелее.

Шаг четвертый
Только в старших классах, если перед ребенком стоит задача отшлифовать язык, углубить знания, сдать международный экзамен и прочее, родителям есть смысл тратиться на серьезную языковую школу. К этому времени ребенок уже самостоятельный и может один передвигаться по городу, он не боится говорить и более или менее ясно представляет, зачем ему нужны дорогие занятия. Другими словами, у него есть не просто мотивация, а цель, которую он должен достичь.
Это в идеале, а в жизни большая часть занятий в языковой школе (соответственно и родительских денег) уходит на устранение ошибок в обучении языку от трех до ... лет.
Шаг в сторону (уместный в любом возрасте)
Если позволяют средства, не отказывайте ребенку в удовольствии самому познать мир. Возьмите его с собой в Италию или хотя бы в Чехию, отправьте к бабушке на Украину, к родственникам в Армению или Латвию. Пусть он увидит, что такое другая страна и другой язык.